Подписка на журнал

Проблемы производителей и поставщиков мяса для г. Москвы, пути их решения

28 апреля 2010г. в Московской Торгово-Промышленной Палате "Гильдия предприятий потребительского рынка и сферы услуг" провела  круглый стол по теме: «Проблемы производителей и поставщиков мяса для г. Москвы, пути их решения. Обеспечение столичного потребителя качественной мясной продукцией по приемлемым ценам».

В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 года № 120 четко определена политика государства по обеспечению продовольственной независимости страны, которая предполагает «устойчивое отечественное производство жизненно важных пищевых продуктов в объемах, не ниже установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов». В том же документе указывается, что потребление мяса и мясопродуктов по отношению к рекомендуемым нормам составляет на сегодняшний день 68%, а удельный вес отечественного производства мяса и мясной продукции устанавливается в размере не менее 85% в общем объеме товарных ресурсов внутреннего мясного рынка. Согласно Доктрине для обеспечения отечественного производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия государство намерено сконцентрировать усилия, в том числе, на развитии животноводства и его кормовой базы, создании новых технологий переработки продовольственного сырья, развитии системы подготовки и повышения квалификации агропромышленных кадров, повышении эффективности государственной поддержки, создании условий для финансовой устойчивости и платежеспособности российских товаропроизводителей.

Что происходит в реальности, как на деле реализуются государственныемеры поддержки и развития мясной отрасли, каково положение малыхи средних предприятий и хозяйств Москвы и Московской области, занятых в мясной индустрии – эти вопросы в полной мере были раскрыты на заседании круглого стола в Московской торгово-промышленной палате. Круглый стол на тему: «Проблемы производителей и поставщиков мяса г. Москвы, пути их решения. Обеспечение столичного потребителя качественной мясной продукцией по приемлемым ценам» состоялсяв Московской ТПП 27 апреля этого года под эгидой гильдии предприятий потребительского рынка и услуг МТПП и Союза предприятий мясной отрасли. Участники круглого стола, среди которых находились и представители государственных органов и институтов власти, и руководители предприятий мясной отрасли, подняли много серьезных вопросов по всем направлениям производственной цепочки: животноводы – хладобойни – мясопереработка – торговые сети – потребитель. Однако, как отметил Председатель Правления МТПП Юрий Котов: «Проблемы отрасли очень глубоки и носят государственный характер, и мы не ставим задачей решить их сразу. Наша задача – обнажить эти проблемы, обсудить их и донести до соответствующих государственных инстанций».

Итак, рассмотрим вначале, что делается государственными властями для развития отрасли и обеспечения населения страны мясной продукцией.

Так, по данным Росстата производство мяса и субпродуктов в России за первый квартал 2010 года по сравнению с первым кварталом прошлого года выросло на 17,9% и достигло 242 тыс. тонн, производство мясных полуфабрикатов увеличилось на 5% (237 тыс. тонн), колбасных изделий на 8,8% (124 тыс. тонн).

Целям роста отечественного производства способствует по расчетам государства система квот и пошлин на ввоз импортного сырья и продукции. Так, пошлина на импорт скота, включая молодняк, составляет 40% (не менее 0,5 Евро за кг), пошлина на импортное мясо в рамках квоты составляет 15%, сверх квоты – 75%.

Позаявлению представителя Министерства сельского хозяйства РФ Дениса Табровскогодоля отечественного производства вформировании ресурсов мяса и мясопродуктовв РФ неуклонно растет, начинаяс 2005 года. Этому способствуют меры государственной поддержки, реализуемые в рамках национальных программ развития АПК и развития сельского хозяйства и курирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Доля импорта в формировании мясных ресурсов в 2005 г. составляла 36%, в 2009 г. – 28,8%, к 2012 году Минсельхоз России прогнозирует снижение импорта до 18% (в два раза по сравнению с 2005 годом).

«В настоящее время, - заявил представитель Россельхознадзора Максим Власов, - ввоз мяса и живого скота в Россию осуществляется в условиях строгого ветеринарного контроля». Также руководством страны принимаются меры по обеспечению полной процедуры таможенного досмотра на внешней границе, как это принято в других западных странах. Кроме того, таможенными и другими контролирующими органами проводятся мероприятия, обеспечивающие соблюдение норм по времени таможенного оформления транспортных средств (максимально 1 час на одно транспортное средство).

В Москве вопросу обеспечения города мясной продукцией уделяется большое значение.

Как сообщил заместитель руководителя Департамента продовольственных ресурсов г. Москвы Николай Ваньков, запасы мяса в Москве на протяжении двух последних лет составляют порядка 100 тыс. тонн при ежегодном потреблении мяса более 1 млн. тонн.

Правительство Москвы осуществляет поддержку поставщиков мяса на уровне 56% от общего объема поставок. Субсидии назначаются в виде процентных ставок или выплачиваются из расчета 1 руб. на 1 кг поставленной продукции. В основном субсидируются поставки продукции отечественного производства. В настоящее время полностью субсидируются поставки отечественного мяса птицы (при этом импортные поставки не субсидируются), с 2011 года планируется переход на стопроцентное субсидирование поставок отечественной свинины. Усиленную поддержку Правительства Москвы получают московские агрохолдинги: субсидии на их поставки отечественной продукции выше, чем для поставщиков из других регионов. Меры поддержки обеспечили рост поставок в Москву мяса российского производства: с начала года в Москву поставлено 48% отечественного мяса, в прошлом году за такой же период – 33,7%. Доля поставок из дальнего зарубежья сократилась с 63% в 2009 году до 47% в этом году.

Московскиевласти уделяют большое внимание вопросу соотношения цены и качества продукции. Как отмечает председатель Общественной палаты Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы Галина Замыцкая, Департамент постоянно проводит мониторинг цен, осуществляет тщательный анализ причин их роста. За этим процессом жестко следит Правительство Москвы.

Поинформации, предоставленной начальником Управления организации и координации продовольственной торговли Департамента Потребительского рынка и услуг г. Москвы Ольгой Зубковой, в целом по магазинам Москвы повышение цен с января по апрель 2010 года на говядину на кости составило 0,5%, на свинину – 1%.

Заботао качестве и безопасности продукцииявляется приоритетным делом, считаетпредставитель Государственной инспекции Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции Владимир Калинкин. Результаты городских проверок показывают, что проблема качества продукции продолжает оставаться актуальной. Забраковывается порядка 10% всей мясной продукции в городе. В числе нарушений превышение срока годности, наличие фальсифицированной продукции (около 40% ввозимой в Россию продукции является фальсифицированной), отсутствие необходимой документации по качеству продукции. Одной из главных причин нарушений Владимир Калинкин называет отсутствие должной дисциплины по соблюдению качества производителями, поставщиками и продавцами продукции. Учитывая, что в Москве по закону за качество продукции отвечают юридические лица и индивидуальные предприниматели, одной из первостепенных задач становится проведение мероприятий по повышению ответственности производителей и продавцов за качество продукции.

Изсказанного видно, что государствоведет большую и серьезную работу по реализации продовольственной доктрины страны в рассматриваемой мясной отрасли. А как обстоят дела у предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в мясной отрасли?

Они настолько плохи, что председатель гильдии предприятий потребительского рынка и услуг МТПП Андрей Быканов так прямо и заявил: «Ситуация такова, что малые и средние предприятия, занятые в мясной индустрии, загнаны в тупик. Часть из них доведена до грани закрытия, до разорения». В то время как государство налаживает работу больших агропромышленных комплексов (каждый АПК на 250 тыс. голов скота), деятельность малых и средних предприятий отрасли (10-15 тыс. голов скота) медленно, но неуклонно, затухает. Предприятия и хозяйства, созданные в свое время на базе бывших совхозов и колхозов, а также вновь созданные на кадровой основе бывшего советского Агропрома (читай, опытных профессионалов), не в состоянии самостоятельно решить свои проблемы, которые носят государственный характер и зависят от государственных решений.

Главная задача отраслевого производства –снижение себестоимости продукциии повышение её качества. «Проблемыцены и качества – основные на сегодняшнийдень на отечественном мясном рынке», - охарактеризовал ситуацию Андрей Быканов.

Себестоимость мяса может быть снижена как за счет снижения затрат на отечественноепроизводство, так и путем завоза более дешевого и более качественного мяса и живого скота из-за рубежа. Причины плачевного состояния малого и среднего бизнеса, занятого в мясной отрасли, заключаются в отсутствии конкуренции в отрасли отечественного животноводства, включая непомерно высокие пошлины на импорт.

Обупадническом состоянии отечественного животноводства и сельского хозяйствав целом говорили практически все производители – участники круглого стола. Председатель Комиссии по агропромышленному комплексу и сельским территориям Московской области Владимир Каверин считает, что 40 млн. сельских жителей страны «заброшены» государством: практически не ведется строительства дорог, не строится благоустроенное жильё, не проводится газификация, нет необходимой сельскохозяйственной техники (нет отечественных тракторов, способных пахать нашу землю, а импортная техника не закупается в нужном количестве). На сельское хозяйство в стране выделяется менее 1% бюджета (в целом страны Евросоюза выделяют на развитие сельского хозяйства 60 млрд. Евро, имея суммарно в 3 раза меньше пашен, чем в России). В условиях низкой механизации, засилия ручного труда, применения устаревших технологий, отсутствия модернизации сельскохозяйственного производства, обветшания и запустения хозяйств низкопродуктивная и низкокачественная продукция имеет всё большую себестоимость. При таких условиях не может развиваться животноводство. Как с болью заявил Владимир Каверин, в Воронежской и Липецкой областях на складах лежит зерно по 1,5 руб., которое некому продать, потому что нет животноводческих хозяйств.

В России сельскохозяйственное производство не поддерживается государством на должном уровне. Это явилось одной из главных причин сильнейшего удара, который нанесли российским мясопроизводителям белорусские коллеги, за четыре последних месяца наводнив российский рынок своей мясной продукцией. Ситуацию прокомментировал заместитель генерального директора ООО «КРРОС» Геннадий Атаев.

- Россия, во много раз превосходящая Беларусь сельскохозяйственными площадями и кадрами, имеющая одинаковый с Беларусью технологический уровень производства мяса, была фактически оккупирована белорусской продукцией. Российские производители оказались не способны конкурировать с ценами на белорусское охлажденное мясо (на 10 – 15 руб. дешевле российского). Ситуация выглядит абсурдно, но лишь на первый взгляд. Власти Беларуси оказывают своим сельхозпроизводителям финансовую поддержку. В результате себестоимость белорусской мясной продукции ниже, чем в России.

«ВМосковской области нет дотаций, - заявил Геннадий Атаев, - В сельском хозяйстве ничего кардинально не изменилось ни в технологии, ни впородах, ни в строительстве новых животноводческих комплексов. Поэтому нет почвы для роста конкурентоспособности отечественного мясного производства. При создании Таможенного Союза руководство страны должно учитывать интересы российского производителя. Нельзя просто открыть таможенные границы, не обеспечив государственной поддержкой собственных производителей, чтобы не дать подавить отечественное производство».

В России утеряна культура выведенияпородистого скота. «Сейчас никтов России не работает над генетикой скота», - заявила генеральный директор ООО «АГОРОГАЛИМЕКС» Галина Висящева. На вопрос, где в России можно купить породистую свинью для разведения, участник круглого стола – генеральный директор ООО «МИГ-ХОЛДИНГ» Михаил Лапицкий не смог получить ответ ни у ответственных работников профильных министерств и ведомств, ни у своих коллег. «Нет информации об отечественных хозяйствах, выращивающих племенной скот с показателями мясности, приравненными к западным», - заключает М. Лапицкий.

В России нет официальных скотных рынков. По мнению генерального директора Северо-Кавказского мясоубойного комбината Малика Гадисова, возрождение официальных рынков скота способствует конкуренции и стимулирует развитие отечественного мясного рынка. Об эффективности скотного рынка свидетельствуют данные оборота на одном из нелегальных рынков в Дагестане: за день продается 1,5 – 2 тыс. голов крупнорогатого и порядка 10 тыс. голов мелкорогатого скота. Проблемой на пути возрождения официального рынка скота является отсутствие в России системы ветеринарного учета и идентификации скота.

Желание малых и средних предприятиймясной отрасли заняться собственнымразведением племенного поголовьяскота наталкивается на преграду в виде ввозной пошлины на молодняк размером 40%. «Мы, малые предприятия, хотим вести производственный цикл, начиная с откормщиков, ввести западные инновационные технологии откорма, которые позволяют из поросёнка весом 25 кг за 108 дней получить свинью весом 105 – 108 кг, -делится планами гендиректор ООО «МИГ-ХОЛДИНГ» Михаил Лапицкий, - Заградительная пошлина размером 40% на ввоз молодняка является финансовой преградой для развития системы выращивания элитных пород скота малыми хозяйствами». «В России откормщиков довели «до ручки», - констатирует заместитель генерального директора ООО «КРРОС» Геннадий Атаев, - В Московской области откормом практически никто не занимается».

Высокие ввозные пошлины являются серьезнымпрепятствием развития малого и среднего бизнеса в мясной индустрии. Так, гендиректор ООО «АГОРОГАЛИМЕКС» Галина Висящева считает, что государство практически «выбросило на улицу» малые и средние предприятия, осуществляющие поставку скота и его первичную переработку. Эти виды бизнеса становится убыточными в условиях чрезмерно высоких пошлин на импорт. По мнению директора по развитию ООО «Пушкинский мясной двор» Ибрагима Аблязина, «введение запретительных пошлин в 40% на импорт скота не является для государства экономически эффективной мерой, поскольку в итоге ведет к монополизации мясной отрасли, что влечет за собой снижение конкурентоспособности продукции и решение проблемы качества простым повышением цены. Наличие же импортного скота подтолкнет наших производителей к соблюдению определенных стандартов качества и правильному восприятию соответствия качества и цены».

«Необходимостьконкуренции на рынке очевидна, – заявляют участники заседания и задают вопрос: «Почему предприятия крупного бизнеса – агрохолдинги, имея поддержку государства и рычаги воздействия на исполнительную власть, загораживаются «железным занавесом»? Боятся конкуренции? Тогда что это за бизнес!?»

Руководителималых и средних предприятий, участвующие в заседании, единодушно считают, что потребители могли бы приобретать более качественную и дешевую мясную продукцию в случае снижения ввозных пошлин на импорт живого скота. Михаил Лапицкий привел следущий аргумент: «Отечественная свинья стоит 80 руб., на Западе схожую по классу и качеству свинью можно купить за 39 руб. Выходит, что на нашем рынке потребитель платит за кусок свинины 300 руб., а мог бы платить 200 руб.».

Участники заседания отметили ряд других проблем, стоящих перед малым и среднимбизнесом, занятым в мясной индустрии. Одна из самых существенных – коррупция. На круглом столе прозвучало несколькопримеров проявления коррупционныхдействий со стороны проверяющих органов, других государственных служб. По фактам коррупционных проявлений участникам встречи было предложено обращаться в Московский антикоррупционый комитет МТПП, который сегодня ведет активную и продуктивную работу по борьбе с коррупцией.

Важнойтемой для поставщиков мясной продукции и торговых организацийявилось обсуждение изменений договора поставки согласно новым требованиямФедерального закона от 28.12.2009 № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Начальник юридической службы ООО «ПОЛИГРАНД» Дмитрий Дятковский доложил о том, что различные виды бонусов, которые по договору поставки поставщик продукции обязан был выплачивать в пользу торговой организации, по новому закону отменены. Единственный бонус за приобретением определенного количества товара по новым требованиям устанавливается до 10%. Однако,в настоящее время ни в один договор поставки со стороны торговых организаций не внесены должные изменения об отмене бонусов, зато размер бонуса за количество приобретаемой продукции во всех договорах поставки доведен до максимального значения - 10%. Надо добавить, что сумма выплат по бонусам включается поставщиком в цену продукции, что впоследствии отражается на повышении итоговой розничной цены. По этой теме высказался представитель торговой сети «Х5 РЕТЕЙЛ ГРУПП» Дмитрий Соловьев, который заверил поставщиков от имени всех крупнейших торговых сетей, что необходимые изменения в договоры поставки будут внесены к 1 августа согласно требованию Федерального закона № 381-ФЗ. Председатель Общественной палаты Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы Галина Замыцкая сказала, что Департамент не оставит без внимания вопрос об увеличении разрешенного бонуса до максимального значения.

Все приведенные проблемы малых исредних предприятий мясной отраслитребуют безотлагательного решения, иначе, как считают участникикруглого стола, малый и среднийбизнес может вовсе исчезнутьиз данной отрасли народного хозяйства.

Как отметил Михаил Лапицкий, рентабельность подмосковных предприятий мясной первичной переработки в настоящее время составляет в среднем 5-6%. Максимальное сокращение затрат ведет к безработице. Геннадий Атаев сообщил, что ежемесячно по России закрываются одно или несколько хозяйств, занимающихся мясопроизводством. По словам Владимира Каверина, в Московской области из 460 хозяйств осталось меньше половины и, если хозяйство исчезает, то бесследно: последний скот забивается, земля продается, кадры распускаются.

Предприниматели, участвовавшие в заседании, недоумевали: во всей Европе мясное производство ведется малыми предприятиями и хозяйствами, большинство из них выращивают по 10 – 15 тыс. голов скота. Эти предприятия не только обеспечивают мясной продукцией население своих стран, но и экспортируют продукцию за рубеж. По мнению участников встречи, строительство агрохолдингов не решит проблему обеспечения необходимого количества и качества мясной продукции. В то же время российские власти, как на федеральном, так и региональных уровнях, как будто не видят проблем малого и среднего российского производителя и поставщика и не принимают мер для их решения. Сами производители и поставщики мясной отрасли считают, что отмена квот и снижение ввозных пошлин на импорт мяса и живого скота (особенно, молодняка) явится мерой, достаточной для малого и среднего мясного бизнеса, чтобы он мог жить, развиваться и обеспечивать рынок качественной и более дешевой продукцией.

Поскольку люди, работающие в мясном бизнесе, – серьезные профессионалы, которые посвятили своему делу десятки лет и не собираются легко расставаться с любимым делом, единственно возможным путем они избрали нелегкий путь борьбы за сохранение малых и средних предприятий в мясной отрасли, за развитие конкуренции на отечественном мясном рынке, повышение конкурентоспособности российской мясной продукции, за инновационное развитие мясной отрасли и возрождение мясного производства в масштабах страны. В этом они нашли поддержку общественных объединений: Московской торгово-промышленной палаты и Общественной палаты Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы.

Глава Общественной палаты Галина Замыцкая отметила, что ни одну проблему нельзя решить наскоком, особенно в стране, где сильно разрослась коррупцияи «чиновник правит балом». По её мнению, нужно чаще обсуждать проблемы, вовлекая в деловой разговор представителей государственных органов, обмениваться информацией и «долбить» чиновников. «Это – нервы и время, но без борьбы мы ничего не получим».

ПредседательПравления МТПП Юрий Котов также поддержал предпринимателей в желании разобраться со своими проблемами. «Результатом обсуждения должно стать общее решение, которое следует донести до соответствующих органов власти. Нужно сфокусироваться на отдельных задачах и решать их постепенно, упорно и целенаправленно».

Участники круглого стола приняли решение составить итоговую резолюцию, изложить в ней основные проблемы отрасли и свои предложения, которые помогут сохраниться и дальше развиваться малым и средним предприятиям и хозяйствам, работающим в мясной отрасли.

Елена Барашева,
пресс-служба МТПП

Рекламное звено: нитрат-тестер - помогает определить количество нитратов в продукции.

Вы здесь: ГлавнаяСтатьиПроблемы производителей и поставщиков мяса для г. Москвы, пути их решения