Подписка на журнал

Германский Мясной конгресс во Франкфурте о тенденциях рынка и доверии потребителей

Ежегодно в середине ноября во Франкфурте на Майне проходит одно из важнейших событий года для мясного бизнеса Германии.

Представители бизнеса, аналитики рынка, и маркетологи в узком кругу обсуждают актуальную ситуацию на мировом рынке мяса, прогнозы развития отрасли и практическое значение основных тенденций для участников всей цепочки производства: от взаимодействия с предприятиями животноводства до отношений с ритейлом и конечным потребителем.

Одна из важнейших тенденций мировой отрасли, наряду с ростом производства и потребления, а также цен на корма и мясо, станет усиление конкуренции и снижение прибылей. Маттиас Крюгер, аналитик фирмы Agrarmarkt-Informationsgesellschaft mbH, прогнозирует также дальнейшую волатильность цен на рынках свинины и говядины.

Наиболее интенсивный рост в мировом масштабе ожидает производство мяса птицы. 75% мирового роста спроса на мясо придется в ближайшие годы на Азию. Если общее потребление мясного сырья в США — 120 кг на душу населения, а в Германии — около 90 кг, то этот показатель в Китае пока не превышает 60 кг, что означает высокий потенциал роста.

Китай закрепит за собой позицию мирового лидера производства свинины, оттеснившего на второе и третье места США и Германию. Ставшая неожиданной для многих покупка китайской фирмой американского концерна Smithfield – лишь первая ласточка ожидаемой экспансии Китая на мировом рынке мяса, подчеркнул аналитик Rabobank International Нан-Дирк Мулдер. Дальнейшие серьезные инвестиции (в том числе в проект на Украине в объеме 2,6 миллиардов долларов) ожидаются в ближайшее время. Несмотря на это, в обозримом будущем Китай останется и лидером по импорту свинины. Наибольший потенциал этой страны заложен в прогнозируемом росте потребления собственно мяса (в настоящий момент основным спросом пользуются копытца, уши, хвосты и прочие субпродукты).

Прогнозируемое увеличение импорта в Азию в целом, и в Китай в частности, эксперты объясняют естественными ограничителями роста собственного производства мяса в регионе: отсутствием посевных площадей и водных ресурсов, необходимых для животноводства. Китай будет генерировать примерно половину спроса в Азии, но в среднесрочной перспективе следует учитывать и рост спроса на фоне растущей покупательной способности в Индии.

Привлекательным рынком с высокой прибыльностью останется и Евросоюз, который и в 2014 году продолжит импорт высококачественной говядины. Интересной тенденцией на рынке ЕС можно считать сокращение убоя молочных коров: успехи генетики и улучшение условий содержания молочного КС приводят не только к увеличению надоев, но и к повышению продолжительности жизни животных. На фоне сокращения поголовья свиноматок в связи с введением новых предписаний по улучшению условий их содержания в ЕС, вопреки ожиданиям, не наблюдалось общего сокращения поголовья свиней и объемов убоя. Эта парадоксальная, на первый взгляд, тенденция объясняется тем, что производство поросят от одной свиноматки увеличилось в среднем помёте на одну голову. Этим успехом немецкие свиноводы обязаны как генетикам, так и совершенствованию технологий содержания и откорма. Только в Германии на 2013 год прогнозируется производство 59,6 млн. голов свиней, 40% которых отправятся на экспорт. На внутреннем рынке Германии небольшое сокращение потребления красного мяса (–2%) компенсировалось повышением цен на все виды мяса в среднем на 4-5%. Потребление птицы увеличилось почти на 5%.

Классическими экспортерами сырья для производства кормов, у которых производство превышает потребление, останутся США, Канада, Бразилия, Аргентина , ЕС и Россия, в то время как Азия останется главным импортером.

Интересная тенденция ожидается и в изменении психологии потребления: с повышением уровня жизни населения растет и интерес к этическим аспектам использования сельскохозяйственных животных. Вопросы гуманного обращения и учета естественных потребностей при содержании животных становятся важными критериями качества мяса. Особенно четко это прослеживается в странах Евросоюза, где уже действуют многообразные и непростые для выполнения нормативы и предписания, гарантирующие благополучие животных. Однако Германия продолжает оставаться в авангарде: на Германском Мясном конгрессе было заявлено о последней стадии подготовки новой добровольной системы сертификации красного мяса и птицы. Эта система организованна представителями экономики и направлена на повышение доверия потребителя к производителям мяса.

Тема доверия потребителей станет одной из главных тем для всех игроков мясного рынка в ближайшем будещем. И это потребует соответствующих изменения в коммуникации с потребителем: от новых видов оформления товара и рекламы до повышения прозрачности производственных процессов. «Молчание производителей вместо коммуникации означает закрытость, страх и пренебрежение в отношении потребителя», — подчеркнул в докладе о повышении доверия к мясным и колбасным изделиям Гюнтер Нессель (taste! food & beverage communication). Открытость общества, когда любой случай непреднамеренных нарушений или откровенного криминала становится темой вечерних новостей на несколько недель, обязывает производителей не только улучшать системы контроля, но и думать о новых путях и способах предоставлении потребителю интересующей его информации.

Устроителями конгресса являются ведущие профильные издания Германии, которые выпускает Франкфуртское издательство DFV: газеты для производителей мясных и колбасных изделий малого и среднего бизнеса afz, газета для предприятий торговли Lebensmittel Zeitung и журнал, адресованный предприятиям убоя, разделки и переработки мясного сырья, Fleisch Wirtschaft.

Наш собственный корреспондент в Германии

Елена Байер

Аналитик Rabobank International Нан-Дирк Мулдер: Ставшая неожиданной для многих покупка американского концерна Smithfield – лишь первая ласточка ожидаемой экспансии Китая на мировом рынке мяса

Ежегодный Германский Мясной конгресс даёт возможность обсудить в узком кругу актуальные темы отрасли представителям производства, переработки и ритейла. Доклады аналитиков мирового рынка, специалистов по маркетингу и коммуникации позволяют оптимизировать стратегии развития предприятий в соответствии с прогнозами и рекомендациями экспертов.

Представители производства и ритейла рассказали о своих планах по внедрению новой добровольной системы сертификации под эгидой «Initiative Tierwohl». Новый знак качества должен сигнализировать потребителю соблюдения более высоких требований, нацеленных на повышение благополучие животных. Производители мяса птицы начнут сертификацию по новой системе уже в 2014 году.

Вы здесь: ГлавнаяСтатьиГерманский Мясной конгресс во Франкфурте о тенденциях рынка и доверии потребителей