Подписка на журнал

Россельхознадзор меняет правила. Что изменится?

В правилах ветсертификации, которые вступили в силу с 1 марта текущего года, грядут перемены. Переработчикам мяса они могут пойти на пользу, но, преимущественно, за счёт информатизации процесса.

В правилах ветсертификации, которые вступили в силу с 1 марта текущего года, грядут перемены. Переработчикам мяса они могут пойти на пользу, но, преимущественно, за счёт информатизации процесса.

Законотворческий процесс, направлен «на нормативное урегулирование вопросов, связанных с проведением ветеринарной сертификации и связанных с нею процедур, начал новый этап работы по подготовке нормативных актов, регламентирующих эти процессы — говорится в анонсе, с которым на сайте Россельхознадзора выступил заместитель руководителя этого ведомства, главные ветеринарный врач РФ Николай Власов. Обращаясь к специалистам региональных служб и участникам хозяйственной деятесьности, главный ветврач России также отметил: «Начата эта работа именно сейчас потому, что эти акты до принятия данных изменений в ФЗ «О ветеринарии» создать было не возможно, хотя подходы к решению накопившихся проблем и технологические решения, которые планируется в этих актах закрепить, мы с вами уже обсуждали».

Чтобы пересмотреть акты, регламентирующие правила ветсетификации, была создана рабочая группа под руководством заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Петрикова. Подготовлен пакет нормативных актов, в который входят:

  • правила ветеринарной сертификации;
  • правила назначения лабораторных исследований;
  • правила назначения ветеринарно-санитарной экспертизы;
  • правила регионализации.

Этот пакет нормативов Россельхознадзор рассматривает как необходимый для функционирования электронной ветеринарной сертификации. Кроме них в пакет входят нормативные документы, которые не необходимы для полноценного запуска электронной ветеринарной сертификации, но будут необходимы в дальнейшем для оптимизации работы всей системы электронной ветеринарной сертификации.

Правила ветеринарной сертификации, принятые в 2014 году, не устраивают ни бизнес, ни ветеринаров, что признал и сам Н. Власов в данной публикации. Дело, вероятно, не только в правилах, но и в недоработках, с которыми электронная ветсертификация в ГИС «Меркурий» начала функционировать 1 марта.

Спустя неполных три недели после старта электронной ветсертификации, 19 марта состоялось заседание рабочей группы по внедрению системы электронной ветеринарной сертификации в связи с принятием приказа №281 от 17.07.2014г. Минсельхоза России у статс-секретаря – заместителя министра сельского хозяйства А.В. Петрикова. Рабочая группа отметила неготовность системных шлюзов для связи ГИС «Меркурий» с используемыми на предприятиях системами учета и оформления документов, участники совещания указали на некорректность кодов ТН ВЭД при классификации продуктов, произведённых по национальным стандартам России (ГОСТ-Р).

Какие же задачи решает исправленный вариант правил ветеринарной сертификации?

Ниже приводится текст из упомянутой выше публикации:

Во-первых, решается вопрос категорирования подконтрольной продукции животного происхождения по уровню риска, связанного с нею. Оно дает возможность четко описать процедуры, которые необходимо проводить при сертификации каждой группы и эти условия, естественно, могут быть различны.

Во-вторых, вводится институт аттестованных специалистов, которые могут осуществлять ветеринарную сертификацию некоторых групп товаров наряду с сотрудниками госветслужбы. Это нововведение в мире далеко не ново, но ново для России. Его цель — создать для владельцев продукции выбор возможностей: кто может произвести сертификацию их продукции. Тем самым разрушается жесткая привязка коммерческой компании или индивидуального предпринимателя, либо гражданина к конкретному сертифицирующему лицу. Со всеми вытекающими последствиями, естественно, — демонополизация данной функции, разрушение логики бизнес-процесса в осуществлении сертификации.

В-третьих, вводятся правовые и технологические основы для временного или постоянного лишения права осуществлять сертификацию для тех лиц, которые намеренно осуществили ее неправомерно. Со всеми вытекающими последствиями, естественно, включая декриминализацию данной сферы деятельности.

В-четвертых, вводится правовая и технологическая основа для осуществления автоматической сертификации тех товаров, которые являются готовой продукцией, в отношении которой ветеринарная сертификация направлена только на обеспечение прослеживаемости сертифицируемой продукции. Прослеживаемость даст реальную и хорошо контролируемую защиту легального оборота продукции от проникновения в этот оборот нелегально произведенной, нелегально ввезенной в Россию, нелегально добытой продукции.

В-пятых, вводится возможность использования для электронной ветеринарной сертификации сторонних информационных системс последующей передачей сертификатов из них в ГИС Меркурий.

Что не решается данной версией Правил?

Данной версией правил не решается вопрос об обеспечении прослеживаемости высокого разрешения для некоторых групп готовой продукции.

Что такое «прослеживаемость высокого разрешения» и чем она отличается от прослеживаемости?

Поясню на примере.

Прослеживаемость позволяет определить мясо от каких групп животных использовано для изготовления данной партии сосисок.

Прослеживаемость высокого разрешения позволяет определить мясо от каких конкретных животных использовано для изготовления данной упаковки сосисок.

Нашей конечной целью является прослеживаемость высокого разрешения. Однако попытка реализовать ее сейчас привела бы к ситуации, когда негативный эффект от ее внедрения превысил бы позитивный.

Дело в том, что действующим законодательством не требуется осуществления партионного учета продукции в технологическом процессе ее изготовления и последующего оборота. Обеспечить партионный учет на производстве невозможно без нанесение на упаковку продукции соответствующих данных о конкретной партии, причем нанесение такой информации должно осуществляться в машиночитаемом виде. Для действующих производств это означало бы необходимость реконструкции технологических линий. Для предприятий, осуществляющих оборот и реализацию готовой продукции, это означает изменение системы обеспечения складских операций. Конец цитаты.

Россельхознадзор в лице Н. Власова показывает, что задача нормативного урегулирования вопросов связанных с ветеринарной сертификацией животноводческой продукции решается комплексно и открыто. Также крайне необходимое пояснение было сделано относительно сохранения ветеринарных сопроводительных документов на готовую продукцию. Это прогресс по сравнению с аргументами вроде «защита отечественного рынка от зарубежного демпинга», «обязательства перед ВТО» и ссылками на нерадивость отечественных производителей, как это уже случалось ранее. Правда, при этом не говорится, что есть технологические альтернативы ветсертификации готовой продукции, которые также обеспечивают прослеживаемость и весь мир ими пользуется.

Есть ещё один нюанс, который осложняет перспективу отмены ВСД на готовую продукцию или хотя бы перевод её на бесплатную основу: «институт аттестованных специалистов, которые могут осуществлять ветеринарную сертификацию некоторых групп товаров наряду с сотрудниками госветслужбы». Демонополизация – это, конечно, хорошо, использование зарубежного опыта — тоже, но Россельхознадзор остаётся вовлечённым в бизнес-процесс, получив право аттестации специалистов. Он будет заинтересован в сохранении и развитии института аттестованных специалистов, а для бизнеса это чревато дополнительными не всегда оправданными издержками.

Новый институт автоматически удерживает всю процедуру ветеринарно-санитарного сопровождения готовой продукции на рельсах коммерции. И какой логикой руководствуются те, кто создаёт институт аттестованных специалистов, когда Минсельхоз отменил возмездное оформление ВСД? Приказом Минсельхоза России № 310 от 8 августа 2014 г., был признан утратившим силу Перечень платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства России, утвержденный 20 января 1992 г. № 2-27-145 и предусматривающий платность оформления и выдачи ВСД для юридических лиц.

Конечно, не везде отменили плату, притом, что приказ разрешает выдачу и оформление ВСД на платной основе только по взаимной договоренности сторон в рамках гражданских правоотношений. Так что, простор для коммерции на ниве ветсертификации сохраняется, поскольку приказ носит половинчатый характер. На 1 января насчитывалось 26 субъектов РФ, где оформление ВСД стало безвозмездным.

Примеры бюджетного финансирования работ по ветсертификации в международной практике имеются в достаточном количестве, так что, если есть желание отделить «мух от котлет», изобретать ничего не придётся. В конце концов, принципиальных возражений против ВСД на готовую продукцию у производителей нет — будь они бумажными или электронными. Принципиальное возражение одно: если за границей могут обходиться без ВСД на готовую продукцию и при этом не рисковать здоровьем потребителей и ветеринарным благополучием территорий, а в России не могут, то дополнительные усилия теперь уже аттестованных ветеринаров-предпринимателей оплачивать должен кто другой, а не производитель. Переработчик получает мясное сырьё со всеми полагающимися ветеринарными сопроводительными документами и не должен ещё раз платить за гипотетическую защиту. Пока сохраняется нынешняя практика оформления ВСД на готовую продукцию, защита будет гипотетической, а накладные расходы — реальными. Институт аттестованных специалистов имеет все шансы превратиться в ещё одно средство относительно честного отъёма денег у производителя.

И последнее: новые правила по утверждению г-на Власова подводят правовую и технологическую основу для осуществления автоматической сертификации. Тем лучше. Значит, стоимость этой работы (такова сущность информационных технологий) должна стремиться к нулю. Следовательно, у делового сообщества есть все основания добиваться, если не отмены самой ветсертификации готовой продукции, то, безусловно, отмены платы за оформление ВСД.

Вы здесь: ГлавнаяСтатьиРоссельхознадзор меняет правила. Что изменится?