Подписка на журнал

Не надо ставить на продовольственную карту

Министерство промышленности и торговли РФ планирует в октябре представить в правительстве свои предложения по программе продовольственных карт. С этой программой производители

Министерство промышленности и торговли РФ планирует в октябре представить в правительстве свои предложения по программе продовольственных карт. С этой программой производители продуктов питания связывают некоторые надежды на увеличение платёжеспособного спроса на свою продукцию. Но эти надежды, мягко говоря, не совсем оправданы, а если откровенно, то они тщетны.

Почему тщетны?

— Во-первых, продовольственные карты правительство собирается вводить не в качестве меры стимулирования производства продукции с высокой долей добавленной стоимости, а как систему адресной продовольственной помощи социально незащищённым слоям населения. В целепологании главное социальный аспект, а не экономический.

— Во-вторых, в бюджете может просто не найтись достаточно средств, чтобы они повлияли существенным образом на потребительский рынок, а в отличии от ФРС США, российский Центробанк не может позволить себе печатать дензнаки сколько требуется для стимулирования потребления.

— В-третьих, кризис потребления настолько глубок, что продовольственные карты будут очень слабым подспорьем в деле увеличения спроса на пищевые продукты.

— В-четвёртых, социальная защита в Российской Федерации крайне неэффективна и большая доля средств уходит не самым нуждающимся, а самым проворным.

Можно привести ещё и «в-пятых» и «в десятых», но они ничего не добавят к обоснованию двух простых истин — библейской: благими намерениями вымощена дорога в ад, и управленческой: простые решения в сложных системах не работают.

О благих намерениях чуть позже, а простое решение выглядит так:

Впервые о возможности введения адресной помощи и карт для повышения качества питания в России заговорили осенью 2014 г. После чего эти идеи были развиты в Стратегии развития торговли в РФ на 2014-2016 гг. и период до 2020 г. Внедрять систему адресной продовольственной помощи планировали в два этапа: с 2016 г. — продуктовые карты, с 2018 г. – социальное питание. «Сам механизм у нас предварительно проработан. Подробные предложения мы готовы будем сделать правительству в октябре, поэтому надеемся на поддержку не только со стороны наших коллег из министерств и ведомств, но и на поддержку со стороны бизнеса», — заявил глава департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга Денис Пак на конференции «Поставщики и сетевой ритейл: практика эффективного взаимодействия» Однако, первая часть плана в график не уложилась. (Источник).

В настоящее время 21,7 миллиона россиян, то есть каждый седьмой, живет за чертой бедности. Как отметил зампредседателя министра промышленности Виктор Евтухов, согласно предварительным оценкам (источник), продовольственные карточки должны получить 15-16 миллионов россиян, государство должно выделить на это 240 миллиардов рублей.

2017 году продовольственные карточки получат 20-25 процентов граждан, которые нуждаются в помощи. По электронному сертификату можно будет купить только отечественные продукты с небольшим сроком годности. Из списка исключены крупы и консервы. Зато в нем есть мясная, молочная, рыбная продукция, овощи и фрукты, яйца, зелень.

1400 рублей — это, по расчетам Минпромторга, средний дефицит дохода одного человека по отношению к величине прожиточного минимума.

Участники программы будут получать не талоны, а электронные продовольственные карты, на которые будут начисляться деньги. Потратить средства можно будет в магазинах-участниках программы на продукты, которые, как предполагается, будут продаваться там по ценам существенно ниже рыночных.

По аналогии с известными зарубежными программами продовольственной помощи экономический эффект, как ожидают в Минпромторге, должен составить два и даже более рублей дополнительного роста ВВП на каждый вложенный рубль.

Впечатляющие перспективы, однако, столкнутся с проблемой, которая вероятно и задержала (пока на год) введение в оборот продовольственных карт: в бюджете нет свободных денег. Взять их можно только поменяв коренным образом всю систему социальной защиты, пересмотрев многие статьи социальных расходов. Но как быть, если 87% всех социальных расходов у нас получают не в виде помощи нуждающимся, а в виде льгот? Большая часть мер поддержки идет на поощрение граждан, имеющих особые заслуги перед государством (139 мер), на обеспечение привлекательности гражданской службы или службы в условиях повышенного риска (117 мер). Наиболее многочисленные категории граждан, получающих социальную помощь, — это ветераны труда и сельские специалисты.

Государственная помощь не доходит до бедных и требуется либо фундаментальное изменение принципов её распределения, либо увеличение расходной части бюджета. Первое невозможно по этическим и политическим причинам, второе — по сугубо экономическим.

Не так давно просторы рунета взбудоражила заметка об очередной попытке правительства привести в божеский вид «тришкин кафтан» федерального бюджета. В бюджете на 2017 год не будет проиндексирована адресная помощь детям-инвалидам на 36 рублей. Сейчас пособие составляет 750 рублей, а сэкономит федеральный бюджет на этом решении 35 миллионов рублей. Бюджетный дефицит побеждён. Понятно, что «божеским» его вид с такими решениями назвать нельзя. Этому вообще нельзя дать объяснения, но ясно одно, что люди, шарящие по карманам одних обездоленных, не смогут оказать действенную помощь нуждающимся, даже если им прикажут. Они не адекватны этой задаче и будет трудно выбить из их 240 миллиардов на еду для бедных, когда они зажали 35 миллионов на лекарства для детей-инвалидов. Хотя, они могут поднять налоги: одной рукой — отнимать заработанное (у производителей продовольствия тоже) у бизнеса, другой — раздавать пособия малоимущим.

Как на 240 миллиардов правительство собирается накормить хотя бы 25% всех голодных, тоже не понятно. В среднем население России тратит на продовольственные нужды более 50% доходов, тогда как в 2014 году, когда проект только начинался, расходы составляли 28%. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы россиян в августе 2016 года снизились на 8,3% в годовом выражении. Расходы домохозяйств, очищенные от инфляции, упали ниже показателя 2012 года.

Независимые эксперты называют суммы в 350 и даже 500 млрд. рублей ежегодных расходов на продовольственную помощь. Если не сейчас, то к началу её поступления экспертные оценки окажутся более точными.

Рацион, который предлагают оплачивать нуждающимся за счёт бюджета также нельзя назвать оптимальным. Про тех, кто его составлял, можно сказать как про декабристов: «страшно далеки они от народа».

Первая статья продовольственных расходов, которая подпадает в домохозяйстве под сокращение в трудной ситуации — мясные и рыбные продукты. Эту закономерность не учли при составлении рациона. Нуждающиеся испытывают, прежде всего, дефицит животного белка, а им предлагают овощи и фрукты. И чем объяснить упор на скоропортящиеся продукты, тоже не понятно. Единственное оправдание — уменьшение риска махинаций со стороны тех, кто распределяет помощь. Но для элементарного выживания человеку важнее крупа, макароны, мясо и растительное масло, чем огурцы и картошка, которые ко всему прочему в гипермаркетах представлены в межсезонье импортом. Не будет ничего страшного, если «на чёрный день» получатели помощи запасутся рыбными и мясными консервами.

Российская программа адресной продовольственной помощи во многом заимствована из опыта США. Трудно судить, насколько выручает тамошних фермеров пособие СНАП или программа содействия дополнительному питанию (Supplemental Nutrition Assistance Program), но социальное здоровье общества оно подорвало за 50 лет существования. Начиналось всё с помощи тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, а пришли к тому, что получили прослойку иждивенцев более 10% населения, для которых хождение по инстанциям с целью продлить право на получение продовольственных талонов превратилось в подобие работы.

Среди бунтовщиков в Фергюсоне и Балтиморе (когда в очередной раз полицейские ни за что расстреляли чернокожих граждан) подавляющее большинство протестных масс составляли те, у кого в семье три-четыре поколения получают продовольственные талоны и прочие виды социальной помощи.

В ходе предвыборной компании данную прослойку теперь нельзя игнорировать просто так. «Трамп хочет отобрать у моей мамы талоны на еду, а это все что у нее есть! Мы объявим войну». — Кричит в телекамеру вполне упитанный чёрный рэпер рифмованную угрозу. Ютуб удалил ролик, посчитав, что он экстремистский.

В сентябре 2014 года в США насчитывалось 115,8 млн. домохозяйств, из них в декабре талонами пользовались 22,7 млн. или 19,6% от их общего количества. За восемь лет число тех, кто обратился за бесплатными талонами на питание для бедных выросло на немыслимые 40% с 32 млн 889 тыс. до 45 млн 874 тыс. К концу 2016 года 50 миллионов жителей самой богатой экономики планеты станут такими бедными, что попросят у государства бесплатную еду.

На каждого участника программы СНАП ежемесячно тратится около $133.

В США пособие на питание (в комплексе с другими социальными пособиями) позволяет (пока) государству откупаться от людей, которым оно не может предложить достойной альтернативы — зарабатывать на жизнь собственным трудом. Благое начинание обернулось утратой трудовых навыков и социальным иждивенчеством для миллионов людей. Что ж, любая богадельня имеет свойство разрастаться, когда ресурсы есть, а придумать что-то лучше, чем обратить их продпайки, нет. Это надо помнить и российским защитникам малоимущих. А ещё надо принимать во внимание общеизвестный факт: в Российских городах нет кварталов, живущих на иждивении у государства, но есть значительная прослойка работающих бедных, которые и станут наравне с безработными и многодетными основной категорией получателей адресной продовольственной помощи. В настоящее время в России зарплату ниже прожиточного минимума получают 4,8 млн человек, из которых 1,8 млн — работники бюджетной сферы Государство не может платить (бюджетникам) или не может заставить работодателей платить за труд отдельным категориям работников достойную заработную плату. При этом их труд является общественно-полезным. Этот «срам» великой стране не прикрыть никакими пособиями — здесь нужны коренные изменения в экономической политике. И уж конечно, в надежде производителей заработать на социальных продуктах больше отчаяния, чем экономического расчёта.

Продовольственная помощь наименее защищённым категориям граждан имеет право на существование, как проявление гуманности к тем, кто временно оказался в трудном положении или кто не способен по уважительным причинам обеспечить себе нормальное питание. Но, проблема значительно шире и косметическими средствами её не затушевать. Да и с ними не всё гладко в государстве Российском, вот и откладывают их применение в который раз.

Пока материал готовился, Министерство промышленности и торговли в лице своего министра Дениса Мантурова объявило, что «в 2017 году правительство РФ вряд ли заложит в бюджет программу продовольственной помощи малоимущим».

Живительные финансовые потоки опять обошли пищевую промышленность стороной.

Анатолий Кубышко

Вы здесь: ГлавнаяСтатьиНе надо ставить на продовольственную карту