Подписка на журнал

Экспортный потенциал российских колбас

Когда представители бизнеса и власти ведут речь о необходимости наращивать экспорт мяса, то, как правило, не имеют ввиду разнообразные продукты его промышленной переработки.

Когда представители бизнеса и власти ведут речь о необходимости наращивать экспорт мяса, то, как правило, не имеют ввиду разнообразные продукты его промышленной переработки. Такое упущение кажется неоправданным, потому что экспортный потенциал у мясных продуктов есть, в то время как внутренний рынок находится в стагнации.

Производство колбасных изделий в 2016 году снова сократится. В ноябре текущего года, по данным Росстата, производство снизилось в годовом исчислении на 0,5%. Это ещё не так плохо, как в октябре — 1,7%. Если обратить взор на итоги 2015 года, то минус 0,5% — надежда на какую-то стабильность: исследование компании BusinesStat показывает, в 2015 году предложение колбасных изделий сократилось на 2,8% к уровню 2014 года. Принимая во внимание ничтожно малую долю импорта, можно поставить знак равенства между показателями «предложение» и «производство» при анализе ситуации.

По прогнозам, в 2016-2017 г.г. продажи колбасных изделий в стране продолжат сокращаться, однако заметно меньшими темпами, чем в последние годы. Рыночное предложение в 2016 году ожидается в объёма 2616,7 тыс. тонн — на 0,4% меньше предыдущего года. В 2018–2020 г.г. показатель будет демонстрировать рост на 0,6–2,3% в год. В 2020 г. продажи составят 2,38 млн. тонн, что превысит уровень 2015 г. на 3,8%, однако докризисные объемы рынка достигнуты не будут.

Таблица 1. Предложение колбасных изделий, РФ, 2011-2015 г.г. (тыс т; %)

Параметр

2011

2012

2013

2014

2015

Предложение (тыс т)

2 784,9

2 837,0

2 778,4

2 702,3

2 627,1

Динамика (% к предыдущему году)

-

1,9

-2,1

-2,7

-2,8

Источник: BusinesStat

Таблица 2. Прогноз предложения колбасных изделий, РФ, 2016-2020 гг (тыс т; %)

Параметр

2016

2017

2018

2019

2020

Предложение (тыс т)

2 616,7

2 633,3

2 665,0

2 703,2

2 731,2

Динамика (% к предыдущему году)

-0,4

0,6

1,2

1,4

1,0

Источник: BusinesStat

Прогноз этот пока что сбывается. Падение производства и потребления колбас уже стали нормой для отрасли: тенденция объясняется сменой предпочтений потребителей в пользу полуфабрикатов, а также чёрным пиаром СМИ, которые денно и нощно пытаются отвадить потребителя от колбасы. А ещё отощавший кошелёк укрепляет веру потребителя в небылицы журналистов. Но за прошедший год производство полуфабрикатов (замороженных и подмороженных) также сократилось на 0,5%, а по сравнению с ноябрём 2015 года — на 5,8%, хотя ещё в прошлом году их производство выросло на 4,4%.

Пока что сохраняется рост производства полуфабрикатов охлаждённых кусковых — 111,2% в ноябре 2016 по сравнению с ноябрём 2015 года. За 12 месяцев производство составило 899 тыс. тонн в натуральном выражении. Но, всякому росту есть предел: деревья не растут до неба и съесть больше физиологически возможного предела человек не может. Потому и докризисные объемы рынка достигнуты не будут, как прогнозирует «БизнесСтат», все козни журналистов и рыночная конъюнктура — дополнительные факторы, которые только ускорили ход событий, но не предопределили их.

На этом этапе отечественных производителей могли бы выручить продажи колбасных изделий, а также других термообработанных мясопродуктов на экспорт.

Наглядный пример из другой отрасли: кондитерская промышленность Амурской области выросла за год на 7% за счёт экспорта в Китай.

Российские колбасы тоже вполне конкурентоспособны и на большом китайском рынке и на меньших рынках стран СНГ и дальнего зарубежья.

Во многих отраслях после обесценивания рубля оживился интерес к экспорту продукции. Улучшившиеся экспортные позиции товаров рублёвой зоны и мощный рост внутреннего производства мяса в последние годы, а также смена внешнеторговой политики правительства обратили внимание мясников на вешний рынок. Продажа мяса на экспорт становятся всё более привлекательными для крупных производителей, как единственный выход заместить объём продаж, потерянный на внутреннем рынке из-за кризиса потребления.

По прогнозу Национального союза свиноводов, ожидается экспорт свинины в 2020 году 250 тыс. тонн. В уходящем 2016 году он составит порядка 50 тыс. тонн, а в 2015 за рубеж вывезли 19 тыс. тонн. По всем основным видам мяса, согласно данным Росстата, экспорт составил в 2015 году 80 тыс. тонн. Министр сельского хозяйства Александр Ткачёв в своём прогнозе увеличил показатель экспорта до 1млн. тонн (мяса всех видов) в 2020 году, но пока нет предпосылок для такого роста: нет достаточно эффективной законодательной поддержки экспортёров, институт сельскохозяйственных атташе не работает, санитарно-ветеринарные барьеры оказались выше, чем ожидалось. Однако, экспорту мяса все эксперты прочат рост и экспорт станет важной статьёй дохода наиболее крупных и современных предприятий по убою и первичной переработке мяса.

Наиболее перспективным покупателем является Китай. Бурный рост экономики повлёк за собой рост среднего класса и платёжеспособного спроса на мясо. Но его производство внутри страны не покрывает рыночный спрос. Потенциальных покупателей (т.н. средний класс) в Китае насчитывается 340 млн. человек и за их кошельки сейчас борются европейские и южно-американские поставщики мяса. Эта борьба происходит на фоне сложной эпизоотической ситуации в Китае, а также в стране ведётся структурная перестройка сельского хозяйства, направленная на его модернизацию, повышение качества продовольствия и решительное сокращение доли ЛПХ в производстве мяса. То есть, там идут процессы, которые не способствуют самодостаточности национального мясного сектора.

В последние месяцы состоялось несколько визитов в КНР высоких должностных лиц государства и практически в каждом из них находилось место вопросам открытия китайского рынка для российского продовольствия, в том числе для мяса.

Самый значимый пример — визит президента России Владимира Путина в Ханчжоу на встречу двадцати руководителей государств экономических лидеров планеты. После этого визита президент провёл совещание в правительстве по вопросам развития экспорта сельскохозяйственной продукции в КНР, на котором коснулся и проблем мясного экспорта:

— Вы просили меня с китайскими коллегами поговорить с тем, чтобы для нас был открыт китайский рынок, очень перспективный и большой. Но есть проблемы, которые для этого мы должны решить, не только для организации этого экспорта, но и для повышения качества продукции внутри страны. Нужно эффективно бороться с распространением инфекционных заболеваний среди животных, в том числе африканской чумой свиней».

Прежде не было примеров, чтобы в России президент на международном уровне занимался вопросами доступа продукции АПК на зарубежные рынки.

Опыт других стран, экспортирующих мясо в Китай, показывает, что процедура открытия китайского рынка занимает от пяти до семи лет. Это очень долго, но проблемы есть не только с Китаем. Экспорт мяса в принципе связан с высокими издержками выхода на чужие рынки. Переговоры с надзорными ведомствами стран-импортёров ведутся годами, выполнение их условий требует дополнительных затрат, а карантинные риски становятся ещё одним фактором неопределённости.

Список российских предприятий, прошедших ветеринарно-санитарное обследование на соответствие требованиям Китая, включает 426 предприятий. Примерно десятая часть их — поставщики мяса и продуктов его переработки. В реестре экспортёров автоматизированной информационной системы Россельхознадзора «Цербер» насчитывается 17 хозяйствующих субъектов, которые поставляют мясо и мясные продукты, включая мясо птицы, за пределы ЕврАзЭС. При этом нельзя точно сказать, сколько из них продают колбасы: у «Цербера» просто нет нужного фильтра; есть разные фильтры, даже такие экзотические, как «мясо пресмыкающихся», а колбас — нет. Это весьма показательная деталь.

Президент Национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов в интервью «Известиям» отметил экспортные перспективы продуктов переработки мяса: «Перспективная к экспорту готовая продукция — мука, печенье, колбасы, мясные и рыбные консервы, молочные продукты, соковая продукция и даже мороженое».

Какие перспективы открываются, например, в Китае для российских колбас? Некоторые выводы можно сделать из материала на сайте «Деловые новости Евразии». Притом, что Китай – мировой производитель свинины, выбор колбасы у них невелик. Вся колбаса у них больше похожа на нашу ветчину, при этом в ней очень много сои. Хорошую колбасу в Китае можно купить лишь в некоторых магазинах, а сырокопченой и [варёно]копченой колбасы там вообще нет.

Сказать, что Россия вообще не продаёт колбасные изделия на экспорт, нельзя. Но за рубеж отправляется пока слишком незначительный объём продукции, чтобы он влиял на показатели отрасли в целом — На таблице 3 это видно хорошо.

Таблица 3. Экспорт колбасных изделий, РФ, 2011–2015 г.г. (млн. долл, %)

Параметр

2011

2012

2013

2014

2015

Экспорт (млн долл)

82,9

98,3

100,1

91,9

64,1

Динамика (% к предыдущему году)

-

18,5

1,9

-8,2

-30,2

Таблица 4. Прогноз экспорта колбасных изделий, РФ, 2016–2020 г.г. (млн. долл, %)

Параметр

2016

2017

2018

2019

2020

Экспорт (млн долл)

56,5

55,3

57,4

61,4

67,6

Динамика (% к предыдущему году)

-11,9

-2,1

3,8

7,0

10,0

Источник: BusinesStat

То есть, мы видим, что в 2016–2017 г.г. экспорт колбасных изделий из страны в стоимостном выражении будет продолжать сокращаться. В 2017 г. он составит 55,3 млн. тонн, что меньше значения 2015 г. на 13,8%. В 2018-2020 г.г. экспортная выручка будет расти на 3,8–10,0% в год. В 2020 г. она достигнет 67,6 млн. долларов или около 4100 млрд. рублей по текущему курсу — совсем не тот оборот, который может поддержать отрасль в трудной ситуации. Но экспортный потенциал, как и предполагает Дмитрий Булатов, у колбас значительно выше.

Если рассматривать в теории хозяйственную модель, то в ней колбасные изделия — действительно перспективный для экспорта продукт.

Во-первых, условия экспорта переработанного мяса (колбасы, консервы, мясные деликатесы) не обставлены такими высокими ветеринарно-санитарными барьерами, особенно — консервы. Во-вторых, доступ на рынок предприятий-поставщиков , которые выполняют требования технических регламентов ТС, гармонизированных с международными правилами, не должна представлять собой проблему для стран-импортёров.

В-третьих, больше добавленной стоимости остаётся в экономике нашей страны, чем при экспорте мяса.

В-четвёртых, издержки логистики ниже, чем при экспорте мяса.

Выгоды можно перечислять и дальше, но теория пока не подтверждается практикой. Тому есть причины как институционального, так и ментального свойства.

До недавних пор экспорт продукции (любой) не находил системной поддержки правительства. Все концепции экономической политики ограничивались общими фразами о наращивании несырьевого экспорта, об экспортном потенциале продовольствия и т.д. Реально за этими фразами не было ни законодательной поддержки, ни бюджетного финансирования, ни системной работы по внешнеполитической линии.

У нас нет такой дипломатической традиции — открывать для отечественных товаров зарубежные рынки. Если, конечно, на кону интересы мясников, а не оружейников и нефтяников.

Возврат НДС также на практике для среднего предприятия становится почти нерешаемой задачей. Хотя, по закону, вроде должны возвращать.

Плохую службу сослужили российским производителям средства массовой информации. Российские. Поэтому всю колбасную мифологию, сотворённую телевидением, развенчивать придётся самим производителям колбас. В том числе — в глазах потенциальных импортёров, до которых, вероятно, докатилась дурная слава о мясных продуктах из России.

В органах власти необходимо лоббировать экспорт продуктов из мяса. Это уже задача Национального союза мясопереработчиков. Поддержка продовольственного экспорта в 2017 году из федерального бюджета составит всего 1,5 млрд. рублей. Не много, но, государство всё-таки делает реальные шаги во внешнеторговой политике. Смена вех происходит и правительство пытается обеспечить более благоприятный режим экспорта бизнесу.

Два производителя мясной продукции из России — «Мираторг-Запад» (Калининградская область) и «Ратимир» (Приморский край) — в декабре получили право на экспорт в Японию. Компании будут поставлять термически обработанную продукцию из свинины и говядины (ved.gov.ru).

Пока это лишь право, которое надо ещё суметь реализовать, при том что гастрономические предпочтения потребителя там отличаются от наших, потребуются затраты на продвижение, логистику и т.д.

Проблемы внутреннего рынка решить за счёт внешнего, конечно, это не реально, однако, если потенциал есть, то он должен использоваться. На внешнем рынке бизнес всегда ожидают более значительные риски, чем на внутреннем и высоки издержки для тех, кто идёт первым — маркетинговые, организационные и пр., поэтому первыми оказались крупные компании. Они прокладывают путь другим, кто решит последовать за ними.

Анатолий Кубышко

Вы здесь: ГлавнаяСтатьиЭкспортный потенциал российских колбас