Подписка на журнал
Подписчик
E-mail

Двойной контроль готовой продукции узаконен нормами Таможенного союза

Двойной контроль готовой продукции узаконен нормами Таможенного союза

Скоро вся готовая продукция животного происхождения в России будет проходить проверку не только в Роспотребнадзоре, но и в Россельхознадзоре.

Решение расширить полномочия ветеринарных органов в рамках Таможенного союза (ТС) одобрил совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Свои дополнительные убытки от двойного контроля производители оценивают в 5 млрд руб. в год.

О том, что совет ЕЭК одобрил внесение поправок в техрегламенты, расширяющие полномочия ветеринарных органов, в том числе и по проверке готовой продукции, рассказали участники рынка. Источник «Ъ» в комиссии подтвердил, что предложение одобрено представителями всех трех стран (Россия, Белоруссия, Казахстан), уточнив, что окончательное решение по вопросу можно ожидать в сентябре. «Заседание проходило на уровне вице-премьеров трех стран, и все они, в том числе и представлявший Россию Игорь Шувалов, одобрительно отнеслись к этой инициативе», — заверил один из присутствовавших на совещании бизнесменов.

Необходимость введения данной меры в Национальной мясной ассоциации и Рыбном союзе объяснили пробелом, возникшим в законодательстве в результате вступления России в ВТО. По правилам этой организации, если РФ не осуществляет ветсертификацию готовой продукции внутри страны, то она не может требовать этого от зарубежных поставщиков. Таким образом, импортная готовая продукция животного происхождения выпадала из-под какого-либо контроля при пересечении границы России и ТС. Согласно действующим нормативным актам, проверять такую продукцию можно только на полках магазинов. По данным таможенной статистики, в Российскую Федерацию импортируется продовольствия на $40 млрд в год.

Решив проблему с проверкой импортной пищи, ТС создает платформу для избыточного регулирования внутри страны. В 2009 году с целью ликвидации дублирующих функций Россельхознадзора и Роспотребнадзора по проверке продуктов было принято постановление правительства, разграничивающее функции между двумя ведомствами. Так, объектом ветнадзора было признано продовольственное сырье животного происхождения до осуществления промышленной переработки, а готовая продукция попадала в ведение санитарного органа.

С внесением изменений в законодательство ТС (имеет приоритет наднациональным) полномочия по проверке готовой продукции получают как ветеринарные органы субъектов РФ (подчиняются губернаторам), так и федеральные в лице Россельхознадзора. По словам производителей, это увеличит их затраты на оформление ветсертификатов минимум на 5 млрд руб.в год. Свои текущие ежегодные расходы на ветеринарные документы, требующиеся для пересечения в том числе границ регионов, участники рынка оценивают в 9,5 млрд руб. «Создается впечатление, что бизнес планируют взять измором», — отмечают в экспертном совете по вопросам развития торговой деятельности при Минпромторге. По словам экспертов, в единый перечень товаров, подлежащих ветконтролю, попадает почти вся товарная номенклатура, включая мучную продукцию с содержанием животных белков.

Решение проблемы в Рыбном союзе видят в скорейшем внедрении системы электронной сертификации, которая позволит не взимать плату и снять административный пресс с розницы и производителей. Глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский уверен, что наиболее адекватным выходом станет снижение уровня избыточного регулирования легальной части бизнеса и сосредоточение усилий государства на ликвидации дыр в нормировании и администрировании таможенной политики. «Из-за них в нашу страну беспошлинно ввозится товаров на сумму в три раза большую, чем объем легального импорта продовольствия», — констатирует эксперт.

Источник Kommersant.ru


Комментарий Meatind:

— Для предприятий мясной отрасли это не новость, поскольку органы ветеринарного контроля субъектов федерации «опекают» термообработанную мясную продукцию очень давно. Во исполнение Закона РФ «О ветеринарии» от 14.05.1993 г. № 4979-1, Приказа Минсельхоза РФ от 16.11.2006 года № 422 «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов», предусматривается обязательное оформление Госветслужбой ветеринарных документов на готовые пищевые продукты, прошедшие промышленную и\или термическую обработку.

Вот выдержка из письма исполнительного директора НСММП Василия Прощенкова уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову: «Как нам известно, фактов отказа выдачи Госветслужбой ветеринарных сопроводительных документов по причине выявления не безопасной готовой продукции ни разу не было зарегистрировано, т.е. эти документы выдается автоматически. Стоимость услуг оказываемых Госветслужбой по оформлению ветеринарных документов (свидетельств), не влияющих на доброкачественность и безопасность продукции, обходится каждому производителю продукцииежемесячно, не менее 500 000 рублей. Предприятия мясной промышленности вынужденно включают в себестоимость готовых мясных продуктов эту услугу, что увеличивает цену товара для потребителя. Все расходы связанные с оформлением, по сути никому не нужных ветеринарных документов (труд специалистов, содержание помещений, бланки ветеринарных свидетельств и т.д.), ложатся полностью на предприятия отрасли. При этом, в случаях выявления оформления ветеринарных документов с ошибками, что не редкость, готовая продукция не принимается и полностью возвращается торговыми организациями поставщикам по предписаниям местной Госветслужбы. Это также приводит к дополнительным существенным убыткам производителей».

В текущем году был даже прецедент признания в арбитражном суде Московской области незаконным двойной контроль готовой мясной продукции. Теперь лоббисты сохранения приказа №422 зашли с другого конца.

Проблема излишней административной нагрузки могла бы быть решена финансированием из средств бюджета работы ветеринаров по ветеринарно-санитарной сертификации готовой продукции. Данная мера используется во многих странах ЕС и в США и является разрешенной формой поддержки производителей по правилам ВТО. Она бы не возникла, если бы при вступлении во Всемирную торговую организацию правительство защитило бы ранок готовых мясных продуктов (код ТН ВЭД 61 01 00) согласно принципу тарифной эскалации. Решение, принятое по поводу двойного контроля готовых мясных продуктов свалило именем Закона проблему с больной головы на здоровую.

Вы здесь: ГлавнаяНовостиДвойной контроль готовой продукции узаконен нормами Таможенного союза